ips

(no subject)

Дед-сосед рассказывал о своем учении письму, это восточная Украина, село, послевоенные годы.

Перья он делал из трубок автомобильных радиаторов: было много разбитой техники. Отрезал кусок трубки, надфильком пропиливал прорезь, потом обрезал форму, всё подпиливал и подгибал. Кое-кто из одноклассников писал гусиными. Чернила из бузины: давили и разводили водой. Бумага из отпечатанных газет: расчерчивали строки и писали поверх. Когда кто-то ехал в город, его просили купить книгу, чтобы тоже разрезать, наделать тетрадок и писать поверх печатанного. Чистую бумагу было купить, по его словам, проблемнее и дороже книжки.

UPD: немного расспросил подробностей технологии.
1947 год, 4-й класс, Донбасс (1-й класс начался после освобождения, в 44-м).
Радиаторная медная трубка толщиной меньше 1 мм разрезалась ножницами (расщеп пера), потом стачивалась-заострялась, например, напильником. Насколько я понял, похоже на очинку птичьего пера. Давить особо было нельзя (медь) и приходилось часто макать.
ips

(no subject)

Илья ygam в комментариях к своему переводу рассказа Пола Теру поведал поразительное антропологическое:
индусы (суах. "вахинди") для многих африканцев -- как евреи для европейских антисемитов.
Оно понятно: купцы, богатые, чужие, непохожие внешне...
В другом рассказе тот же Пол Теру пересказывает малавийскую байку: мол, индусы воруют африканских девственниц, вырезывают им сердце, цепляют сердце на преогромный крюк и ловят специальную рыбу в реке Замбези. Рыбу, полную алмазов. Вот откуда у них столько денег.
ips

царь опять разрезал первое яблоко



а вот вам из века семьнадцатого знатного русофоба, немца Кемпфера, псто:

"6-го числа был опять праздник, в который Царь разрезал первое яблоко. [опять, бо пару дней до того царь уже разрезал празднично яблоко]

Во вторник 14-гo Августа ездили мы, с обыкновенным торжеством, на пяти белых конях для прощания, в посольский приказ, где объявлено нам было, что на обратном пути следует опять сюда заехать для целования рук Царских.

Сегодня я осматривал типографию; оная расположена в трех комнатах, из коих в каждой находятся четыре станка, подобно нашим; но набор идет здесь весьма неуспешно. При каждом станке находится одна только касса (typorum repositorium) состоящая из 64 ящиков, по 8 с каждой стороны; каждый ящик разделен на две части, потому что некоторыя литеры полныя а другия посредине имеют вырезку для постановления ударений. Литеры лежат по порядку как то: а, б, в, и так далее; оне не имеют сигнатуры для познавания верхней части оных, а потому при набирании

[354]

надобно разсматривать каждую букву особенно, от чего набор идет чрезвычайно медленно. Касса не наклонена, а стоит перпендикулярно и содержит весьма мало букв. Возле типографии в маленькой комнате отливаются буквы, каждая особенно. Сею работою занимались три человека, двое отливали, a третий очищал буквы. Над типографию находится школа, где в первом отделении или классе было около пятидесяти мальчиков, которые обучались Славянской грамоте; в другом отделении сидело десять больших мальчиков, которые только что читали. Учитель, в изорванном кафтане, не в состоянии был чего либо объяснять. При чтении они хорошо наблюдали ударение, произнося О какъ Ф, В между Б и В, У как И, Ov какъ У) О как Ю; большия заглавныя буквы у них имеют вид иной нежели наши."

(желающим more русофобии рекомемндую прочесть опус целиком, он короткий и жирный: Кемпфер Э. Извлечение из рукописнаго сочинения под заглавием Engelberti Kaempferi. Diarium itineris ad aulam Moscoviticam indeque Astracanum suscepti. Anno MDCLXXXIII // Аделунг Ф. Барон Мейерберг и путешествие его по России. - СПб.: В типографии К. Крайя, 1827.)

илл.: Архимадрит или игумен в лубочных санях. Рисунок из альбома А.Мейерберга. XVII век.
ips

(no subject)

перепостил сюда: в фб всё суета и тлен.

Сергей Иванов-Малявин:

"Это был маленький значок - сине-жёлтое знамя. В 1989-м такие изготавливали только во Львове и продавали на "клумбе" - известной точке на проспекте, где прежде собирались горластые болельщики "Карпат".
А в Москве этот значок был и вовсе диковиной.
Программист, напротив которого я сидел, рассматривал его с детским интересом. Мы говорили о Бродском, диссидентах и политической борьбе.
Через час я просто протянул ему этот значок. Он секунду раздумывал, а потом вытащил из стола две новых пачки 5-дюймовых дискетт (тогда писалось ещё с двумя т), включил компьютер и показал, где записан дистрибутив. А затем демонстративно ушёл на обед: "У вас не больше часа."
Я сидел один в московском институте социологии Заславской и лихорадочно воровал программу, написанную американской компанией Xerox.
Выбора у меня не было. Моей целью была Ventura 2.0.
На родине мы потратили некоторое время, чтобы извлечь из русифицированной версии припрятанные в кодировке украинские литеры.
На первую вылезшую из принтера букву "і" смотрели как на скрижали.
Комбинации вроде Alt+216 я уже не забуду никогда.
Полагаю, это была первая программа электронной вёрстки в Украине.
Во всяком случае, первые компьютерные украинские газеты и книги были сделаны на ней.
А значка такого у меня больше нет."


добавлю: я знаю историю появления QuarkXPress в Кировограде (ничего романтического, но история же уже) а что помните вы на эту тему? можно в комментах воспоминаниями поделиться, например.
ips

Сочинение на тему "почему нужно беречь книгу"

Рече Срезневский:

"аже кто небрежением изъчернилъ книгъі сиꙗ, да боудеть на немь трѧсьца."

Уст. п. 1193 г. приписк.
Уставъ Студійскій церковный и монастырский послѣ 1193 г. моск. синод. библіотеки №380. Обозрение рукописи см. Оп., III, 1, стр. 239-270.
ips

Erik Spiekermann -- погоревший печатник -- снова за старое!

Не помню, о каком Эрике Шпикермане я услышал впервые: об одном из знаменитейших шрифтовых дизайнеров, хозяине FontFont, сделавшем легендарную Мету и Оффицину (одно время Officina Sans и Serif были в наших краях, наверное, самыми популярными шрифтами)? О дизайнере айдентики и навигации, клиенты которого -- крупнейшие корпорации, вроде БМВ, немецкой почты и железной дороги? Или раньше я увидел маленькую белую книжку, перевод его "Stop Stealing Sheep"? Книжка не слишком впечатлила, но это была одна из первых виденных мною работ в этом жанре -- популярного введения в типографику для дизайнера.



Как бы то ни было, до совсем недавнего времени я не знал, что Шпикерман еще и "из наших". Оказывается, он начинал с мастерской высокой печати, и к этому же вернулся недавно, на старости лет.



Collapse )

А советы дедушка Шпикерман дает правильные:




покупайте наших слонов: letterpress.in.ua (совсем не дорого, как для слонов)
ips

о терминехъ

что-то вроде реакции на пост http://yurigordon.livejournal.com/421579.html

идея делить по цели сообщения хороша, но применение слишком авторское, волюнтаристское, с терминами так не можно, мне кажется.

Акциденция -- род печатных работ, "по случаю" (афиши, визитки, что угодно в отл. от книжножурнального). Шрифты для таких работ называются акцидентными. Когда самоё такие шрифты называют "акциденцией" -- перенос значения, бывает.

Текстовые шрифты -- для книжножурнального, в отл. от акцидентных.

разделение действительно условное, вызванное типографской практикой.

про леттеринг (и каллиграфию, как его подмножество) исчерпывающе тут: http://www.fontbureau.com/blog/clear-definitions/
леттеринг -- всё из букв, что не набрано шрифтом (type), который есть заранее заготовленные литеры.
"Lettering differs from type in the same way that modeling clay differs from Lego bricks." (Mark Simonson)


UPD.
ips

Пискарев. Пальмира. Бабушки.

lobgott выложил книгу Б. Перес. Книжкины бабушки. - М.: ГИЗ, 1924. -- спасибо ему.



Кроме того, что жанр "о букводавстве", и, в особенности, "детям о букводавстве" сам по себе очень меня возбуждает, в этой книге к тому же рисунки Пискарева и Пальмира словолитни Лемана.

Про Пальмиру в комментах там немного есть, удивляются диковинному шрифту (кстати, интересная фишка: кратка "й" в виде двух точек). Добавил свои 5 коп.
ips

(no subject)



Сильвестр Медведев об учителе, Симеоне Полоцком:
"на всякий же день име залог писати в пол-десть по полтетради, а писание его бе зело мелко и уписисто"

так-то.

десть это 24 листа? выходит, по 12 страниц в день, притом "мелко и уписисто", имел залог сей знаменитый выпускник киевской Могилянской коллегии писати?


Collapse )