?

Log in

No account? Create an account
hic situs Iohannes Daubmannus est [entries|archive|friends|userinfo]
daubmannus

[ website | ~~~~~~~~~~~~ letterpress.in.ua ~ OFFICINA DAUBMANNI ~~~~~~~~~~~~ ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

«Первопечатники при дворе князя Владимира»... [May. 29th, 2013|12:42 am]
daubmannus
...или «врач Иоанн Половец Смера — Крякутной от типографии»

ниже отрывок статьи из журнала «Техника молодежи», №6, год 1950 (статья с таким вот замечательным рисованным заголовком):

Победы русских книгопечатников


...в конце прошлого века в египетском городе Фаюме был обнаружен огромный архив — среди рукописей разной давности попались печатные тексты, сходные с китайскими по технике печати. Некоторые из них, как удалось установить, были напечатаны коптскими и арабскими буквами в X веке. Профессор Карабачек заподозрил печатание с набора: для отдельных, не связанных между собой букв коптского алфавита это было естественно. Но ни точных сведений о технике печатания в X веке, ни имени впервые применивших его людей не было. Только недавно удалось сопоставить это известие с документами, из которых мы узнали имя Ивана Смеры (или Смерда) Половца.

Документы рассказывают, что Смера, врач и ученый при дворе князя Владимира, около пятнадцати лет пропутешествовал по Балканам и Малой Азии, около 988 года приехал в Александрию Египетскую, где принял христианство, но не православное, а учение одной из отколовшихся от православия сект. Желая воспрепятствовать принятию греческой веры на Руси, он задумал распространить послание к Владимиру. Для этого он воспользовался печатанием — изготовил будто бы железные буквы, которые вставил в медные доски (видимо, в отверствия, сделанные в этих досках), и с этой наборной формы отпечатал свое послание.

Историк Санд, напечатавший в XVII веке послание Смеры с копии, снятой неким Андреем Колодынским (который видел самый оттиск), передал в своей книге «характерные» буквы подлинника. Эта строчка в два десятка знаков много помогла раскрытию загадки «письма Смеры». В очертаниях букв, как известно, были обнаружены не только следы оттискивания, но оказалось, что некоторые буквы, повидимому, перевернуты. А это прямой признак набора. Самый характер букв — коптский — удостоверяет, что этот документ происходит действительно из Египта, а не подделан, как одно время предполагали. Таким образом, изо всех известных в истории людей русский врач Иван Смера оказался первым, кто применил набор к печатанию. Именно ему принадлежит честь изобретения книгопечатания.



подписть под рисунком:
Титул криги Христофора Санда «Прибавление... к ядру церковной истории» (Кельн, 1678), где впервые было напечатано известие об Иване Смере. Рядом — страница книги с «характерными» буквами из подлинника письма в передаче Санда.




автор статьи — Лев Павлович Теплов, русский советский писатель-фантаст



далее — из воспоминаний Евгения Львовича Немировского, известного историка полиграфии и книгопечатания

Немировский Евгений Львович

(«Мои полиграфические университеты» // Компьюарт, 2000, №4):




в «Сталинском печатнике» периодически появлялись мои заметки по истории русской полиграфической техники. Редактор газеты Натан Юдин охотно печатал их.

В 1895 году в Петербурге состоялась первая в России специализированная выставка печатного дела. Пытаясь отыскать отклики на эту выставку, я просматривал различные газеты. И в суворинском «Новом времени» совершенно случайно натолкнулся на полемику журналиста А.А.Филиппова, впоследствии издававшего популярный профсоюзный журнал «Наборщик и печатный мир», с историком и архивистом Станиславом Львовичем Пташицким (1853-1935). Филиппов оспаривал первенство Ивана Федорова, которого традиционно называли русским первопечатником. Статья называлась недвусмысленно: «Кто был действительным родоначальником книгопечатания на Руси?» [Новое время. 1895, 30 апр. № 6884]. Филиппов рассказывал, что в числе послов, отправленных киевским князем Владимиром Красное Солнышко в различные страны на поиски лучшей в мире веры, был врач Иван Смера. Он добрался до Египта и отсюда отправил князю послание, в котором рассказывал о христианской религии коптов — потомков древних египтян. Послание, которое отыскали в Польше в XVI столетии, а в следующем веке опубликовали в переводе на латинский язык, заканчивалось так: «Писал я это железными литерами, вырезанными на 12 медных досках». А.А.Филиппов посчитал эту фразу свидетельством о существовании книгопечатания еще в Х веке, задолго до изобретения Иоганна Гутенберга.

О статье А.А.Филиппова, как о любопытном казусе, я рассказал в редакции «Сталинского печатника». Был там в это время и Лев Теплов (1924-1974), студент художественно-оформительского отделения МПИ, которого я знал тогда понаслышке как весьма способного поэта. Сидел и молчал, теребя буйную шевелюру. А на следующий день он принес в редакцию большую статью, которая называлась «Иван Смер — изобретатель книгопечатания».

Поразительно, как Теплов сумел в столь короткий срок ознакомиться с литературой вопроса, отыскать в библиотеке и прочитать книгу историка и богослова прошлого столетия Ивана Ивановича Малышевского (1828-1897) «Подложное письмо половца Ивана Смеры к великому князю Владимиру Святому», а главное — написать статью, в которой было не менее 20 машинописных страниц. Малышевский, а до него Николай Михайлович Карамзин и другие русские историки считали письмо Ивана Смеры подделкой, а Лев Теплов доказывал противное, причем вполне убедительно.

Статья была опубликована в «Сталинском печатнике» 29 марта 1949 года; заняла она почти две полосы. Хотя многотиражка Московского полиграфического института широкой известностью не пользовалась, да и выходила тиражом всего в 1300 экз., для тех лет — ничтожным, статья наделала шума в московских научных кругах. Вспоминают ее и сегодня. Недавно один киевский журнал просил меня прислать копию статьи: она нужна была, чтобы доказать приоритет — на этот раз Украины — в изобретении книгопечатания.

«Сталинский печатник» вернулся к теме 23 мая 1949 года. Была опубликована моя «Библиография к письму Смеры» и отклик Алексея Алексеевича Сидорова [Сидоров А.А. К вопросу об Иване Смер и изобретении книгопечатания // Сталинский печатник. 1949. № 7. С. 4.]. Заслуженный профессор, которого редакция попросила прокомментировать статью Л.П.Теплова, оказался в деликатном положении. Выступить против значило навлечь на себя обвинения в «низкопоклонстве». Сказать «да» не позволяло научное достоинство. Алексей Алексеевич, который бойцовскими качествами никогда не отличался, выбрал золотую середину. Он раскритиковал некоторые утверждения Теплова, а закончил статью так: «Дело Смера не оставило непосредственного следа. Но его имя стоило вспомнить. Современникам величайшей в мире культурной революции можно и должно с благодарностью знать о тех простых, а вместе с тем гениальных людях, которые и в седой древности свидетельствовали о необычайном трудолюбии, сметке, изобретательности нашего народа».

Многолетний конформизм научил А.А.Сидорова говорить и писать так, чтобы к нему нельзя было придраться.

С этих дней началось мое долговременное сотрудничество, да и дружба с Львом Павловичем Тепловым, которые были для меня весьма плодотворными. Я учился у него категоричности суждений, умению выдвигать рискованные и, на первый взгляд, парадоксальные гипотезы. Вместе с ним мы написали статью под сенсационным, отвечавшим духу времени названием «Россия — родина книгопечатания?». 1 апреля 1950 года эту статью опубликовала «Литературная газета». Вопросительный знак в конце названия редакция выбросила. Дата публикации — 1 апреля — никого не смущала. Первоапрельские шутки в ту пору в газетах не публиковали.

Вместе с Тепловым мы начали писать книгу о Иване Смерде Половце (так называл его я). Но, к счастью, так и не опубликовали ее. В дальнейшем я сам продолжал работать над темой, написал большую статью, которую предложил журналу «Вопросы истории». Рецензировал ее Александр Александрович Зимин, автор многих превосходных монографий, а к тому же и гипотезы, согласно которой «Слово о полку Игореве» было написано в XVIII веке. Зимин предложил доработать статью, но я так и не собрался сделать это. И к лучшему.




Не стану комментировать этот отрывок, время действительно было жуткое.

Кстати, об Иване Смере можно было прочитать не только в периодике времен знаменитой петербуржской выставки 1895 года: статья о нашем герое есть даже у Брокгауза и Ефронав википедии, похоже, копипаста из Брокгауза)

Ждет расследования вопрос, действительно ли намекал автор письма, Козьма-Андрей Колодынский из Витебска, на современную ему технологию набора, не так давно изобретенную, или железные литеры на медных досках — всецело придумка (интерпретация) Филиппова.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: telesyk
2013-06-29 04:53 am (UTC)
Филиппов рассказывал, что в числе послов, отправленных киевским князем Владимиром Красное Солнышко в различные страны на поиски лучшей в мире веры, был врач Иван Смера

Врать-то всякое можно. Даже про ковёр-самолёт.

Он добрался до Египта и отсюда отправил князю послание

Ага, зашёл на почту, бросил конвертик с египецкой марочкой и адресском "на деревню дедушке".

отыскали в Польше в XVI столетии, а в следующем веке опубликовали в переводе на латинский язык

Отыскали? И куда потом дели? Или таки сочинили?

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: daubmannus
2013-06-29 10:19 am (UTC)
бросил конвертик

не, это была посылка: сказано ж, "буквами железными по доскам медным".
а может и контейнерные перевозки.

тут другое интересно -- имел ли Колодынский в виду печатание?
(Reply) (Parent) (Thread)